10100 Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, п. Осакаровка, ул. Школьная, 124
+7 (72149) 41-37-8, 42-07-7, 42-29-2
Номер регистратуры - 41-57-6, 8(72149)79900

kgkprmo@mail.ru




Тел. 87214943383 сот.87771342689

Меню





Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Февраль 2005 г.

Февраль 2005 г.

 


КАЗАХСТАН НА ПУТИ УСКОРЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
 

Уважаемые казахстанцы! Дорогие сограждане! 
 
1. С чего мы начали 

Не так давно в историю ушли девяностые годы прошлого столетия, когда наша с вами жизнь кардинально изменилась, когда Казахстан обрел независимость. Это были особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны. Народ доверил мне возглавлять страну на протяжении этого времени. Я, стараясь оправдать ваше доверие, из года в год сверял с вами основные направления нашего стратегического курса. 
И вот сегодня, спустя практически полтора десятилетия, я приглашаю вас подвести итоги нашей совместной работы. Нам есть, чем гордиться. 

С чего мы начинали, с чем мы оказались на старте, какие в то время у нас были реальные шансы? 
Социально-экономическая и политическая ситуации были просто критическими. Так со стороны оценивались экономические и политические шансы Казахстана: страна с недееспособной экономикой; пустой казной; неразвитой политической системой; страна, живущая по Конституции времен Советского Союза, унаследовавшая от него определенный военный потенциал. 
Миру мы были не интересны, мировое сообщество беспокоил лишь наш ядерный потенциал. 
«Неужели все это было?» - будет думать лет через 20 –25 новое поколение государственных управленцев, подводя итоги «Стратегии развития Казахстана до 2030 года» и оценивая наш стартовый потенциал и результаты перемен. 
Уверен, они нам позавидуют. Позавидуют нашей смелости, энергии, творчеству и, наконец, свободе. Только сильные духом люди могли сделать то, что у нас сегодня есть. 

У нас была простая и ясная цель – мы хотели жить лучше, нам хотелось свободы, а еще больше мы хотели, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным. На это ушли годы, годы нашей с вами жизни. Мы работали не зря, и вот чего мы добились. 
Возьмем 10-летний период, когда начала работать собственная национальная валюта, а значит, экономическая независимость стала реальной. 10 лет – это также юбилей нашей Конституции, благодаря которой страна стабильна, экономически процветает. 

2. Мы подходим к тому, что, увеличив ВВП в два раза, вместе построим еще один Казахстан 

2.1 Мы создали успешно работающую рыночную экономику 

Сделав ставку на радикальную реформу экономики, мы в сжатые сроки сумели провести рыночные реформы, создали соответствующее законодательство. Сегодня Казахстан имеет реально работающую рыночную экономику. 
Если десять лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в конце 2004 года он достиг двух тысяч семисот долларов, а в этом году ВВП на душу населения мы прогнозируем уже около трёх тысяч долларов. 
Я, считаю, что нам по силам уже к 2010 году достичь ВВП на душу населения более 5800 долларов США, то есть нынешнего уровня таких стран, как Чехия, Венгрия, Польша, Малайзия, а к 2015 году – порядка 9000 долларов США. Хотя по паритету покупательской способности мы уже близки к этим цифрам. 
К 2010 году мы планировали увеличить ВВП страны вдвое по сравнению с 2000 годом, но сегодня есть уверенность, что экономическое удвоение Казахстана достижимо уже в 2008 году. 

Сегодня основным источником экономического роста является эксплуатация сырьевого потенциала страны. По сравнению с 1985 годом мы сумели увеличить объем добычи углеводородного сырья на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза. 
В экономику привлечено порядка 30-ти миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Это очень высокие показатели. Инвесторы знают, что сегодня Казахстан – надежный партнер, гарантирующий стабильность и обеспечивающий взаимовыгодное сотрудничество. 
Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. 
Сегодня в Национальном фонде аккумулировано 5 миллиардов 300 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом превышают 14 млрд. долларов США. Об этом 10 лет назад мы даже мечтать не могли. 

Мы последовательно проводили открытую внешнюю торговую политику. Так, в 2004 году объем внешнеторгового оборота приблизился к 33 млрд. долларов США с позитивным сальдо свыше 7 млрд. долларов и вырос более чем в 3 раза по сравнению с 1994 годом. 
Заметно диверсифицировалась и география внешней торговли, которая в первые годы независимости в основном включала Содружество Независимых Государств. 
В 2004 году в структуре товарооборота Казахстана на первое место вышли страны- члены ЕС, Россия, Швейцария и Китай. 
Мы воочию убеждаемся, что становимся частью мировой экономики и неизбежно входим в русло глобальной конкуренции. 



2.2 Мы начали жить лучше 

В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода. 
Если сравнить основные показатели качества жизни, то увидим, что за последние 10 лет в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно. Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом. 

Поступательный экономический рост позволил нам значительно расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует о достигнутом запасе прочности нашей экономики. 
Мы в рекордно короткий срок построили новую столицу в центре нашей страны. Астана восхищает всех, кто видит её преображение. Астана стала гордостью всех казахстанцев. 

2.3 Мы впервые в нашей истории создали независимое государство, построенное по принципам западной демократии, учитывая опыт передовых восточно-азиатских государств и специфику нашего многонационального и многоконфессионального общества. 
Мы всегда помнили, что демократия - это наша цель, а не начало пути. Мы знали, что демократию невозможно внедрить декретом, ее надо выстрадать. 
Казахстанская государственность состоялась. Наша страна по модели своего политического развития близка к западным демократиям и другим так называемым «новым» азиатским демократиям, социальный прогресс и политический плюрализм которых общепризнан в мире. 

Мы добились серьезных результатов в либерализации политической жизни. Достаточно сказать, что: 
в Казахстане последовательно происходит развитие демократических институтов; регулярно проводятся свободные демократические выборы; осуществляется принцип разделения ветвей власти на основе сдержек и противовесов; 
в Казахстане существуют политический плюрализм и многопартийность: любой казахстанец может свободно вступать в любые общественные и политические объединения; 
созданы и функционируют институты и структуры гражданского общества, включая свыше 5 тысяч НПО; 
в Казахстане заложены основы независимой судебной системы, последовательно обеспечивается верховенство закона. У нас общество все больше и больше приобретает уверенность в судебной системе; 
в Казахстане обеспечена свобода слова, отсутствует цензура; созданы и функционируют негосударственные средства массовой информации. Достаточно напомнить, что, когда в Парламенте прошлого созыва была предпринята попытка ограничить свободу СМИ, на спорный законопроект мной было наложено вето, тем самым государство еще раз подтвердило неизменность курса на свободу прессы; 
в Казахстане предпринимаются важные шаги и достигнуты значительные результаты в области обеспечения прав и свобод человека; учрежден институт Уполномоченного по правам человека; Казахстан присоединился к международным конвенциям по правам человека. Работает представительная и авторитетная по составу Национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества; 
любой гражданин Казахстана может выезжать из страны и возвращаться; 
сегодня любой казахстанец имеет право деятельности по своему желанию; 
каждый имеет право учить своих детей там, где считает целесообразным; 
каждый казахстанец имеет право избирать и быть избранным; 
Казахстан обеспечил свободу вероисповедания, последовательно проводит политику межконфессионального согласия и религиозного равноправия. У нас обеспечивается мирное сосуществование различных конфессий и при этом ведется борьба с религиозным экстремизмом. Проведенный в Астане Съезд лидеров мировых и традиционных религий стал убедительным свидетельством растущего миротворческого потенциала нашей страны; 
в Казахстане введен мораторий на смертную казнь; 
мы пресекли на корню создание организованной преступности в Казахстане; 
Казахстан первым в СНГ принял закон по борьбе с коррупцией, и у нас ведется последовательная работа, которая будет продолжена. 
10 лет тому назад всего этого не было и в помине, а теперь кажется, что это было всегда. 

Полагаю, что все это в сочетании с сохранением сильного института президентской власти позволило стране успешно преодолеть наследие прежней эпохи и развиваться более высокими темпами, чем большинство государств Содружества. 
Таким образом, сегодня мы достигли определенного уровня модернизации политической системы. Посетивший нас в прошлом году председатель ОБСЕ Соломон Пасси во время нашей встречи сказал, что «в последние годы в Казахстане отмечен большой прогресс в демократических реформах». 

2.4 Мы сделали Казахстан региональным лидером, уважаемым международным партнером, активным участником борьбы с международным терроризмом, трафиком наркотиков и распространением ядерного оружия. 

Мы выбрали курс на демилитаризацию и ядерное разоружение и стали для мирового сообщества фактором региональной безопасности. Казахстан добровольно закрыл Семипалатинский ядерный испытательный полигон. Показал пример миру, добровольно отказавшись от четвертого в мире ядерно-ракетного потенциала. 

Казахстан был инициатором и активным участником интеграционных процессов на Евразийском пространстве. 
Без преувеличения можно сказать, что имя нашей страны на международной арене непосредственно связано с предложением о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Последняя встреча министров иностранных дел в Алматы, принявших уникальный документ – Каталог мер доверия, является свидетельством успешной реализации инициативы, которая была высказана мной еще в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 
И если в 1991 году мировому сообществу практически не было дела до Казахстана, то сегодня оно видит, признает и уважает Казахстан. 
И как недавно отметил известный российский ученый, академик А. Аганбегян, «две страны – Китай и Казахстан – на сегодня имеют наиболее высокие темпы экономического развития». 

2.5 Куда мы идем? 

Я рассказал об инициативах, которые состоялись. Мы вместе создали надежную основу для дальнейшего продвижения вперед к свободной экономике и свободной нации. 
Казахстан сегодня является одним из самых динамично развивающихся государств мира, и это всеми признано. 
Дорогие соотечественники! Вы не только оказали мне доверие стать лидером нации, вы всегда были рядом, вы всегда меня поддерживали – и словом, и делом, за что я вам искренне благодарен. 
Каким я вижу наше будущее? 
Радикально новый этап в экономическом и политическом развитии страны, дальнейшая модернизация и демократизация Казахстана - вот наша повестка дня. 

Поэтому мои дальнейшие усилия будут направлены на: 
укрепление государственности, развитие Казахстана как современного демократического и правового государства; 
обеспечение прочной стабильности в стране и регионе; развитие регионального и международного сотрудничества; 
динамичное развитие экономики в соответствии с требованиями глобализации и развития новых технологий, с акцентом на развитие несырьевых секторов; 
образование, профессиональную подготовку и социальную сферу – на уровне 21 века; 
последовательное развитие гражданского общества, обеспечение прав и свобод граждан; 
дальнейшее развитие моральных и духовных ценностей казахского народа; 
обеспечение веротерпимости и межконфессионального согласия; 
борьбу с коррупцией; 
глобальную борьбу с терроризмом, наркоторговлей, экстремизмом в любых их проявлениях. 
Хотел сказать еще об одном: Казахстан сейчас находится в фокусе коммуникационного потока между Европой и Азией. И наша задача использовать это уникальное геополитическое положение в интересах своей страны и международного сообщества. 
Сегодня я хочу предложить конкретную программу по ускорению наших дальнейших преобразований. В соответствии с ней мы скорректируем наши действия на период до 2010 года. 

3. Ускоренный экономический и социальный прогресс Казахстана 

Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан. И мы сможем это сделать, когда нация и экономика станут конкурентоспособными. 

3.1 Создание инновационной экономики и развитие несырьевого сектора 

Мы начали реализацию Индустриально-инновационной стратегии, направленную на диверсификацию экономики. Это программа будущего. 
Мы выбрали модель конкурентоспособной экономики с приоритетными отраслями, имеющими экономический потенциал повышения конкурентоспособности, положив тем самым начало развитию системы казахстанских кластеров. 

Полагаю, что к середине текущего года нам необходимо иметь план по созданию и развитию по крайней мере 5-7 кластеров в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях. 
Мы начали создание принципиально новой системы управления экономическим развитием – Национальной инновационной системы, нашего проводника в мир новых технологий и новой экономики. 

Сейчас инфраструктура индустриально-инновационного развития уже сформирована. Капитализация государственных институтов развития на начало года составила 730 млн.долларов США, портфель инвестиционных проектов превышает 1 млрд. 200 млн. долларов США. 
За 2004 год реализовано 204 инвестиционных проекта, причем половина из них - при поддержке институтов развития. 
Наша стратегическая задача – занять достойное место в числе конкурентоспособных стран. Поэтому государство и частный сектор должны выстроить партнерские отношения, основанные на взаимном доверии и выгоде. 

3.2 О малом и среднем бизнесе 

В таких странах, как Япония, Германия, Бельгия, Италия, малый и средний бизнес составляет более 90% от количества всех их предприятий, во многих развитых странах он дает больше 50 % ВВП. Поэтому мы должны выстроить принципиально новую идеологию развития малого и среднего предпринимательства. Мы должны создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды. 
Каждый предприимчивый казахстанец должен влиться в эту среду, найти себя в инновационной экономике. 
Условия для раскрепощения инициативы казахстанцев созданы, предпринимателям осталось их только реализовать! 
Я призываю регионы стать экономически амбициозными. 
Необходимо качественно улучшить законодательство в соответствии с новой идеологией. 

Пора, наконец, от слов перейти к делу и закончить работу по передаче непрофильных функций госпредприятий и мегахолдингов, прежде всего крупных государственных компаний и монополий малому и среднему бизнесу. Мы этим откроем бизнесу новое дыхание. 

При этом управление пакетами акций ряда стратегически важных государственных компаний необходимо передать специально создаваемой государственной холдинговой компании. Сопротивление и уговоры против этих мер будут. Правительству придется проявить решительность и, наконец, приступить к этой работе. 

И еще об одном. Не всем предпринимателям доступны Банк развития и Инвестиционный фонд. Поэтому «Фонд развития малого предпринимательства» должен стать своего рода «финансовым супермаркетом». Мы выделим Фонду в этом году из республиканского бюджета дополнительно 10 млрд.тенге, тогда возможности кредитования субъектов малого бизнеса возрастут до 25 млрд. тенге. С этого года надо начать гарантирование банковских кредитов и осуществление страхования. Это станет серьезной государственной поддержкой. 

3.3 Аграрные вопросы 

В текущем году завершается реализация трехлетней агропродовольственной программы. Мы в основном сформировали систему государственного регулирования и поддержки агробизнеса в стране. Только в текущем году на развитие сельскохозяйственного производства из республиканского бюджета выделяется более 57,9 млрд.тенге. Это рекордная цифра. 
Следует принять Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». 

Предстоящее вступление в ВТО, и это мы обсуждали не раз, предъявляет особые требования к конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. Считаю необходимым в дальнейшем обратить особое внимание на индустриализацию аграрного производства через реализацию кластерных инициатив в сфере производства и переработки сельскохозяйственного сырья. Именно сюда надо привлекать внимание частного сектора, сюда привлекать кредиты, в том числе в русле агроиндустриальной политики. 

3.4 Вопросы финансового сектора 

Для дальнейшего развития финансового сектора сейчас приняты программы развития рынка ценных бумаг и развития накопительной пенсионной системы на 2005-2007 годы. Нужно работать. 
Деятельность банков должна стать образцом прозрачности. Прежде всего это касается структуры собственности и сведений об аффилированных лицах. Все лица, оказывающие существенное влияние на принимаемые банком решения, должны формализовать свой статус, получив согласие уполномоченного органа. Необходимо упорядочить требования к инвестиционной деятельности банков на консолидированной основе. Сделки с аффилированными лицами не должны подвергать банки рискам. Агентство финансового надзора должно решительно провести эту работу. 

3.5 Образование и профессиональная подготовка на уровне 21 века 

Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. 
Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие технического и профессионального образования на всех уровнях. 
Задача казахстанских вузов – предоставлять образование на уровне мировых стандартов, а дипломы ведущих из них должны быть признаваемы в мире. Они обязаны это сделать. 
Мы должны гарантировать каждому казахстанцу реальную возможность получения высшего образования. 

В целях создания единой системы финансирования обучения студентов из бюджета поручаю Правительству увеличить объем предоставляемых образовательных грантов на 50% за счет числа образовательных кредитов. 
И одновременно с этим создать современную систему студенческого кредитования через банки второго уровня с обеспечением гарантии государства по возврату этих кредитов. 

Правительству необходимо конкретно рассмотреть вопрос предоставления студентам в период каникул работы в стройотрядах по возведению жилья, развернуть программу озеленения страны «Жасыл ел» и привлечь студентов к этим благородным делам. 

Теперь о преподавателях. Их проблемы нам хорошо известны, они решаются, но в одночасье решены быть не могут. Министерству образования совместно с Ассоциацией ВУЗов надо продумать систему поддержки профессорско-преподавательского состава. К примеру, уже сегодня можно ввести государственную стипендию «Лучший преподаватель», которая будет иметь статус гранта на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом в любой стране. 

По моему поручению в текущем году выделено 2 млн. долларов для привлечения в Казахский Национальный университет и Евразийский Национальный университет 20 зарубежных консультантов-преподавателей. Почему бы также не поощрять наших лучших специалистов, которых признают на Западе!

Считаю, что надо в первую очередь развивать технические специальности, в которых мы испытываем большой дефицит и вынуждены привлекать кадры из-за рубежа. 
Но все начинается со школы. Поэтому с 2008 года мы должны перейти на 12–летнее общее среднее образование, повысить профессиональный уровень педагогов, качество учебников и образовательных программ. 
Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя. 

3.6 Материнство, детство, старшее поколение 

Важный вопрос нашей стратегии – достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества – это дети, их матери и старшее поколение. Государство не будет жалеть средств на решение этих вопросов. Мы приняли и будем реализовывать конкретные меры по обеспечению лекарствами детей и беременных женщин. 
С 2003 года выплачивается единовременное пособие в связи с рождением ребенка. 

С этого года мы начинаем реализацию трехлетней программы углубления социальных реформ, направленную на формирование трехуровневой системы социального обеспечения, идеология которой проста. Во-первых, это базовые социальные выплаты, гарантированные государством. Во-вторых, обязательное социальное страхование. И, наконец, добровольные накопления граждан, которые в будущем будут превращены в социальные платежи. Эти три источника создадут необходимые условия для достойного обеспечения старости наших граждан. 

3.7 Жилищные вопросы 

Еще одна ключевая задача – ускоренное решение жилищной проблемы. Без крыши над головой сложно создавать семьи, растить детей. 
В текущем году начинается осуществление программы жилищного строительства. Мы взялись за дело, которое не могла решить прежняя система. 
Правительство, акимы всех уровней ответственны и должны показать казахстанцам, на что они способны. Жилищное строительство – новый локомотив нашей экономики. 

3.8 Духовное развитие и межконфессиональное согласие 

Необходимо продолжить реализацию Программы «Культурное наследие», и через осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени. 
Мы должны сформировать целостную программу государственной поддержки этой сферы. 
Мы также должны приложить все усилия для дальнейшего развития одного из главных факторов единения всех казахстанцев – государственного языка нашей страны, родного для всех казахов. 

По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость божьему Слову в любом обрамлении – одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться. 

3.9. Что все, сказанное выше, означает сегодня для каждой семьи, для каждого казахстанца? 

1. С этого года мы начали реализацию Программы дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы, которая благоприятно затронет интересы практически каждой семьи. 

2. С текущего года мы бесплатно обеспечиваем на амбулаторном уровне лекарствами детей до пяти лет по отдельным заболеваниям, а беременных женщин – железо- и йодосодержащими препаратами. 

3. С 2006 года необходимо перейти на бесплатное лекарственное обеспечение детей и подростков, находящихся на диспансерном учете и на льготных условиях на амбулаторном уровне. 

4. С 2006 года малообеспеченным семьям должны выплачиваться ежемесячные пособия на детей до 18 лет, повышены размеры спецгоспособий многодетным матерям, имеющим 4-х и более совместно проживающих несовершеннолетних детей, матерям, награжденным подвесками «Алтын алка», «Кумiс алка» или «Материнская слава» I-ой и II-ой степени, до 4 000 тенге. 

5. Мы уже выплачиваем единовременные пособия в связи с рождением ребенка. Считаю, что в дополнение к ним необходимо уже с 1 июля 2006 года ввести государственные пособия по уходу за ребенком до одного года, а не с 2007 года, как планировалось ранее. 

6. С 1 июля этого года мы будем выплачивать всем пенсионерам независимо от стажа работы, заработка и размера начисленной пенсии дополнительную базовую пенсионную выплату в размере 3000 тенге. Таким образом, размер минимальной пенсии вместе с базовой пенсионной выплатой составит 9200 тенге, а средний размер пенсий - более 12 тыс. тенге. 

7. Уже с 1 июля этого года мы должны увеличить размеры стипендий студентам ВУЗов, а также учащимся организаций среднего профессионального образования более чем в два раза. 

8. Самым достойным мы будем помогать в обучении за рубежом. Ежегодно трем тысячам лучших студентов в рамках программы «Болашак» будут выделяться средства из республиканского бюджета для учебы в ведущих вузах мира. 

9. У нас много талантливых ребят, которые могут и хотят стать инженерами, технологами. Образовательные гранты и кредиты – вот что станет реальной помощью государства. Призываю и частный сектор активно подключиться к этому. 

10. Для реализации системы государственного гарантирования кредитов коммерческих банков студентам в течение ближайших 5 лет дополнительно необходимо выделить 2 млрд. тенге, в том числе уже в этом году – 600 миллионов тенге. 

11. С 2006 года считаю необходимым дополнительно повысить государственные социальные пособия всем категориям инвалидов и получателям пособий по возрасту, а также получателям государственных специальных пособий на 1000 тенге. Как известно, с этого года эти пособия уже существенно повышены. 

12. С 2006 года дополнительную поддержку в сумме от 300 до 1000 тенге необходимо оказать 247 тысячам семей, потерявшим кормильца. 

13. Уже с 1 июля этого года считаю необходимым поднять заработную плату работникам бюджетной сферы – учителям, врачам, работникам культуры, социального обеспечения в среднем на 32%. А с 2007 года – в среднем на 30%. 

14. В целом рост заработной платы должен пройти не только в государственном секторе, но и в частном. В связи с этим с 1 июля этого года необходимо увеличить минимальный размер заработной платы до 9200 тенге. 

15. Считаю необходимым увеличить заработную плату государственным служащим, также как и другим работникам бюджетной сферы, уже с 1 июля этого года в среднем на 32%, а с 2007 года еще на 30%, постепенно приближая их к частному сектору. 

16. В текущем году в рамках программы жилищного строительства только за счет выделенных из бюджета средств надо построить 1600 квартир для социально защищаемых групп населения и 11700 недорогих и доступных для населения квартир по ипотечной программе. 

17. А в целом, по всем источникам финансирования за три года необ


Яндекс.Метрика