10100 Казахстан, Карагандинская область, Осакаровский район, п. Осакаровка, ул. Школьная, 124
+7 (72149) 41-37-8, 42-07-7, 42-29-2
Номер регистратуры - 41-57-6, 8(72149)79900

kgkprmo@mail.ru




Тел. 87214943383 сот.87771342689

Меню





Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Март 2006 г.

Март 2006 г.

 


Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти 
наиболее конкурентоспособных стран мира

Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии


Дорогие казахстанцы! 
Уважаемые депутаты и члены Правительства! 
Дамы и господа!

Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально - экономической модернизации и политической демократизации.

Мое понимание главных составляющих, которые позволят нам претендовать на место в группе стран, входящих в верхнюю часть таблицы мирового рейтинга, заключается в следующем.

Во-первых, фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками только сырьевого сектора. Это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества.

Во-вторых, мы строим социально ориентированное общество, в котором окружены заботой и вниманием люди старшего поколения, материнство и детство, молодежь, общество, которое обеспечивает высокое качество и передовые социальные стандарты жизни всех слоев населения страны.

В-третьих, мы строим свободное, открытое и демократическое общество.

В-четвертых, мы последовательно создаем и укрепляем правовое государство, основанное на сбалансированной системе политических сдержек и противовесов.

В-пятых, мы гарантируем и обеспечиваем полное равноправие всех религий и межконфессиональное согласие в Казахстане. Мы уважаем и развиваем лучшие традиции Ислама, других мировых и традиционных религий, но строим современное светское государство.

В-шестых, мы сохраняем и развиваем многовековые традиции, язык и культуру казахского народа, обеспечивая при этом межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана.

В-седьмых, и это один из наших важнейших приоритетов, мы рассматриваем нашу страну как полноправного и ответственного члена международного сообщества, где Казахстан выполняет важные функции по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе.

Сегодня, обращаясь со своим ежегодным Посланием к вам, уважаемые казахстанцы, я хочу представить основные приоритеты продвижения Казахстана в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.


1. Первый приоритет: Успешная интеграция Казахстана 
в мировую экономику – основа качественного прорыва 
в экономическом развитии страны


Мы желаем видеть Казахстан страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную «нишу», и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.

Мы должны быть готовы к острой конкуренции и использовать ее в своих интересах. Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, которые способствуют нашей интеграции в глобальную экономику, и опираются, в том числе, на наше выгодное экономико-географическое положение и имеющиеся ресурсы.

Государство со своей стороны обязано устранить законодательные, административные и бюрократические преграды на пути деловой инициативы, оказывать прямую поддержку перспективным деловым начинаниям частного капитала.

Рассматривая интеграцию в мировую экономику как необходимое условие качественного «прорыва» в экономическом развитии Казахстана, считаю необходимым сосредоточить внимание на следующих направлениях.

1.1. Реализация «прорывных» проектов международного значения, развитие индустрий, производства товаров и услуг, которые могут быть конкурентоспособными в определенных нишах на мировом рынке.

Мы должны сделать ставку на создание и развитие производств, ориентированных на экспорт конечных продуктов; совместных предприятий в области нефтегазового, транспортного и других подотраслей машиностроения, металлургии, химии, агропромышленной сферы. Предстоит развивать биотехнологические центры при активном международном участии; Парк информационных технологий как региональный IT-центр.

Правительством должны быть приняты конкретные программы поддержки конкурентоспособности национальных товаров и услуг. Надо иметь специализированные структуры поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки, изучить мировой опыт работы таких организаций и адаптировать его к условиям нашей страны.

1.2. Интеграция в международную экономику путем участия Казахстана в региональных и международных экономических объединениях и ассоциациях.

Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, что будет способствовать нашей интеграции в глобальную экономику и поддержит наших экспортеров.

В плане регионального партнерства мы намерены и дальше содействовать расширению взаимовыгодного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС и формированию Единого Экономического Пространства.

Необходимо также сконцентрировать внимание на проектах Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и недавно созданного Евразийского банка развития.

1.3. Вступление в ВТО как дополнительный инструмент экономической модернизации и укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках.

Переговорный процесс по вступлению Казахстана в ВТО идет полным ходом. Значительная часть законов республики, которые регулируют внешнеторговый режим, уже приведены в соответствие с нормами ВТО или находятся на обсуждении в Парламенте.

Убежден, что вступление нашей страны в эту международную экономическую организацию открывает широкие возможности для укрепления конкурентоспособности Казахстана на международных рынках. Однако, эти возможности нужно умело и выгодно использовать.

Мы должны снять экономически неоправданные ограничения на уровне учредительного участия иностранных инвесторов в тех секторах, где это еще не сделано.

1.4. Государственная поддержка развития экспортно-импортного кредитования.

Приоритетом должны стать поддержка и кредитование экспорта несырьевых товаров и импорта высокотехнологичного оборудования.

Объем экспорта готовой продукции сегодня составляет 2 миллиарда долларов США в год. На этом уровне несырьевой экспорт находится уже почти десяток лет. Необходимо, наконец, добиться поступательного увеличения этого объема.

Мы должны опираться на лучшую мировую практику, активно развивать сотрудничество с экспортно-импортными агентствами зарубежных стран.

1.5. Участие Казахстана в качестве учредителя и акционера международных компаний, разрабатывающих и развивающих новые технологии.

Полагаю, что настало время, когда Казахстан в дополнение к собственным научным ресурсам должен проявить инициативу по участию в международном бизнесе высоких технологий, в том числе на самом начальном, учредительском уровне.

И здесь очень важна роль Инновационного Фонда, который будет отвечать за эту работу.

Мы могли бы последовать примеру других стран, которые приобретали пакеты акций новых или формирующихся высокотехнологичных компаний по всему миру для овладения передовыми технологическими идеями в наиболее «прорывных» направлениях экономического развития.

Тем самым, мы можем стать владельцами соответствующих авторских прав и интеллектуальной собственности. Для таких проектов нам надо шире использовать институт «почетных консулов» в других странах.

Правительство должно тщательно проработать вопрос технологической инициативы Казахстана на международном рынке.

1.6. Формирование в Казахстане благоприятных условий для производства товаров с защищенными правами интеллектуальной собственности и торговой маркой.

Уверен, что укрепление репутации Казахстана как жесткого гаранта защиты авторских прав и торговых марок позволит нам активнее развивать и диверсифицировать новые сектора экономики.

Считаю, что Казахстан должен реализовать широкую публичную кампанию, направленную на создание нетерпимого отношения к контрафактной продукции, принять меры административного и уголовного преследования за нарушение прав интеллектуальной собственности и подделку торговых марок. Уверен, что эти меры получат одобрение и поддержку мировых производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции и обернутся притоком новых инвестиций и диверсификацией экономики Казахстана.

1.7. Создание академических центров и учебных заведений, соответствующих самым высоким международным стандартам.

Речь идет о создании и развитии в Казахстане современных научных центров и «технологических парков» с международным участием, поддержке процесса освоения новых технологий и формировании гибкой системы переквалификации кадров.

Развитие научного потенциала должно быть направлено на максимальное приближение прикладной науки к производству, к бизнесу.

Нужно создать соответствующие предпосылки для привлечения лидирующих академических институтов и центров в Казахстан. Для этого нам нужно использовать инструменты типа “инкубационных проектов” для совместного развития в Казахстане филиалов международных учебных заведений.

Считаю, что в целях стимулирования развития «инкубационных проектов» Правительству надо решить ряд организационных вопросов, в том числе, бесплатного предоставления земельных участков для развития научных центров как это было сделано, к примеру, в Индии; предоставления первоначального стартового капитала, создания необходимой базовой инфраструктуры и ряд других.

1.8. Развитие современной и конкурентоспособной транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

Основной задачей транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана остается интеграция в евразийскую транспортную систему. Развитие транспортно- коммуникационного комплекса должно в полной мере обеспечить использование преимуществ геостратегического расположения страны, являющейся транзитным мостом между Европой и Азией.

Следует развивать конкретные договоренности с соседями для введения эффективных процедур по организации быстрого прохождения грузов.

Все эти и другие задачи должны найти отражение в ходе разработки и реализации Транспортной Стратегии Республики Казахстан до 2015 года.

При решении этих вопросов мы должны уделить особое внимание механизмам обеспечения государственно-частного партнерства.

1.9. Реализация открытой политики использования природных ресурсов.

Мы инициировали, и будем проводить и дальше открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных и стабильных условий сотрудничества с транснациональными компаниями и нашими главными региональными соседями. Это укрепит репутацию Казахстана как перспективного и надежного международного партнера, который вносит свой конкретный вклад в обеспечение энергетической безопасности.

Наше внимание должно быть сосредоточено сейчас на диверсификации и обеспечении устойчивых каналов поставок энергоресурсов Казахстана на мировые рынки, а также на опережающем развитии отраслей глубокой переработки, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом.

1.10. Развитие Алматы как крупного регионального центра финансовой и деловой активности.

Динамичное развитие Алматы в качестве главного финансового центра Центрально-азиатского региона должно быть сфокусировано на создании благоприятных условий и возможностей для крупных финансовых организаций Казахстана стать основными «подрядчиками» в сфере предоставления займов, страховых и финансовых услуг для крупных региональных бизнес-проектов.

Для обеспечения эффективной работы Финансового центра необходимо создать и соответствующую инфраструктуру, прежде всего, телекоммуникации. Очевидно также, что требуется привлечение менеджеров, имеющих отличную деловую репутацию и опыт работы по созданию таких центров и свободных зон за рубежом.

Следует обратить особое внимание и на развитие рынка сопутствующих услуг в «свободных» финансово-экономических зонах.

1.11. Практическая реализация

В целях практической реализации Первого Приоритета поручаю Правительству:

• В 2006 году провести анализ и корректировку действующей нормативной правовой базы. Разработать новую редакцию Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», законы «О концессиях» и «О региональном финансовом центре города Алматы».

• Провести реформу налогового и таможенного администрирования, переориентацию государственной помощи отечественным производителям, привести внутренние стандарты технического регулирования в соответствие с международными стандартами ВТО, продолжить реформирование рынка финансовых услуг.

• Разработать и реализовать в рамках вступления в ВТО специальную экономическую «программу адаптации», которая позволит поддержать некоторые отрасли нашей экономики в переходный период, особенно сельское хозяйство, развивая переработку сырья.

• Продолжить сфокусированные исследования во всех секторах мировых рынков, где Казахстан может быть конкурентоспособным поставщиком, и с учетом этого сформировать конкретную и адресную программу поддержки международной конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

• Совместно с институтами развития и ведущими казахстанскими компаниями сформировать перечень целевых среднесрочных и долгосрочных проектов. Проработать вопросы индустриальных зон, в частности, в Астане, специальных экономических зон, транспортно-логистических центров. Особое внимание должно быть уделено развитию Центра приграничного сотрудничества с Китаем «Хоргос».

• Для координации действий государственных институтов развития сформировать Управляющую компанию, в которую войдут все институты развития.

• Утвердить в этом году Транспортную Стратегию Республики Казахстан до 2015 года, обеспечив эффективное сотрудничество с бизнесом по развитию инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Создать, по крайней мере, 2-3 авиационных хаба для обеспечения качественных перевозок Европа - Азия. Для обеспечения качественного обслуживания авиационных перевозок создать в г. Астана сервисный центр.


2. Второй приоритет: Дальнейшая модернизация 
и диверсификация экономики Казахстана 
как фундамент устойчивого экономического роста


Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на продукты и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства.

В конкретном плане в целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана считаю необходимым сконцентрировать внимание на следующих направлениях.

2.1. Денежно-кредитная политика.

Основной целью денежно-кредитной политики является обеспечение сдерживания инфляции. Национальный банк и Правительство несут ответственность за достижение этой цели. Для этого они наделены всеми необходимыми полномочиями и инструментами.

Другая задача денежно-кредитной политики – обеспечение стабильности финансового рынка, поддержание необходимой гибкости реального обменного курса для снижения отрицательных последствий роста инфляции и, одновременно, стимулирования экономического роста.

Важную роль в этой связи призван сыграть Национальный фонд. Полагаю, что Правительство обеспечит прозрачное и эффективное формирование и использование средств Фонда.

2.2.Фискальная дисциплина и эффективная налоговая политика.

Реформирование налоговой и таможенной политики должно стать важным инструментом всей политики экономической модернизации.

Важно использовать гибкую налоговую и бюджетную политику в целях стимулирования диверсификации и развития новых отраслей нашей экономики, привлечения в эти сферы иностранного капитала и ноу-хау.

Считаю необходимым в целях развития и расширения производства снизить ставку налога на добавленную стоимость.

Для проверки налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков рассмотреть создание специализированного отдела в Налоговом комитете Министерства финансов. Он должен привлечь для проверки международные аудиторские фирмы, у которых отсутствует конфликт интересов.

Необходимо соблюдать жесткую бюджетную и налоговую дисциплину.

2.3. Повышение уровня эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики.

Осваивать новые ниши внутреннего и мирового рынка нам предстоит за счет развития глубокой переработки в нефтяной, газовой и других отраслях добывающей промышленности.

Каждое нефтегазовое месторождение должно рассматриваться как целостный анклав развития предпринимательства: от сферы современных бытовых услуг и до самого передового инженерного и программного обеспечения.

По отношению к потребителям Казахстан должен иметь репутацию надежного поставщика.

Расчитываю, что в течение этого года Правительство приступит к практической реализации комплексного Генерального плана развития нефтехимического производства в Казахстане на ближайшие десять лет.

2.4. Эффективное управление государственными активами.

Правительству необходимо создать прозрачную и ясную систему управления активами государства. Следует провести инвентаризацию государственной собственности и создать единую базу данных для всей страны. Должны применяться единые критерии при принятии решений о реабилитации или банкротстве. Банкротство должно быть последним шагом при невозможности восстановить деятельность убыточных государственных предприятий.

Необходимо прекратить практику привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство как наиболее выгодный для себя способ управления госимуществом и создать максимум конкуренции в этой области. При необходимости - нанимать международные компании для управления наиболее крупными активами государства.

2.5.Повышение эффективности экономических взаимоотношений между государством и частным сектором на основе рыночных принципов.

Мы должны оптимизировать государственное участие в экономике за счет административной реформы.

Новая экономика требует новых управленческих решений, которые способны принимать только современно мыслящие и ориентированные на конечный результат государственные менеджеры.

Для развития контрактных отношений в обществе и укрепления института частной собственности необходимы дополнительные законодательные и административные меры, а также развитие системы независимого рассмотрения споров и арбитражных процедур.

Экономическая, административная и даже уголовная ответственность за неисполнение контрактных обязательств - должна распространяться как на представителей органов власти, так и на всех других агентов экономической жизни.

Нам очень важно иметь адекватное законодательство по защите прав миноритарных акционеров и учредителей. Следует также, предусмотреть предоставление законодательных гарантий против ренационализации.

Специальный акцент хочу сделать на необходимости скорейшего внедрения системы «электронного правительства». Это повысит эффективность деятельности государственных органов, приведет к снижению коррупции и административных барьеров.

2.6. Реализация широкомасштабной государственной поддержки предпринимательства, расширение и укрепление позиций малого и среднего бизнеса.

Фонд развития малого предпринимательства должен стать реальным источником финансовых ресурсов и экспертизы для различных слоев населения, желающих реализовать предпринимательский потенциал и инициативу. Необходимо расширить представительскую сеть Фонда, усилить работу в регионах, направленную на поддержку предпринимательства.

Надо также разрушить «скрытые» монополии, существующие в металлургии, в банковской сфере, в страховании, в химической промышленности и в других отраслях. Это нужно сделать через реформу антимонопольного законодательства, а также через создание привлекательных и прозрачных условий для вхождения в эти секторы экономики новых компаний – как отечественных, так и иностранных, то есть через повышение конкуренции в этих секторах.

Необходимо пресекать попытки бюрократии установить контроль над производственными активами.

2.7. Создание региональных “локомотивов” экономического развития за счет формирования региональных корпораций социального развития и предпринимательства

Социально-предпринимательские корпорации (СПК) - это устойчивые бизнес-структуры, осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг. Основным отличием СПК от коммерческих корпораций является то, что полученная прибыль реинвестируется для реализации социальных, экономических или культурных целей населения того региона, в интересах которого СПК создавались.

В Казахстане можно сформировать СПК в разных регионах, передав им при этом коммунальную собственность, землю, нерентабельные, но работающие предприятия, которые можно использовать для создания нового бизнеса.

Каждая СПК должна стать своего рода региональным институтом развития и может представлять собой холдинговую компанию, управляющую государственными активами в соответствующем регионе страны.

В дальнейшем, по мере накопления управленческого опыта и повышения уровня капитализации СПК, речь может идти о расширении и диверсификации их «сферы ответственности», включая выход на региональные и международные рынки.

Деятельность этих корпораций будет направлена на привлечение новых проектов, развитие малого и среднего бизнеса, усилении кооперации.

В результате СПК превратятся в крупных работодателей и «локомотивы» развития страны, не обременяя при этом государство увеличением числа государственных служащих.

2.8. Территориальное развитие, соответствующее потребностям сбалансированного развития экономики.

Сегодня нужна новая, современная стратегия территориального развития, направленная на активизацию экономической деятельности в развитых региональных центрах, способных стать «локомотивами» экономической модернизации страны в целом, а также формирование эффективной экономической специализации регионов. Все это должно найти отражение в Стратегии территориального развития Казахстана до 2015 года.

2.9. Развитие Астаны как города, соответствующего современным мировым стандартам, как одного из крупных центров международного взаимодействия в Евразии.

За короткое время Астана уже стала современным крупнейшим быстрорастущим городом страны. Ей по силам стать образцовой столицей на евразийском пространстве, и служить основой для обеспечения устойчивого развития страны.

Для этого мы должны реализовать несколько масштабных проектов.

Создать на левобережье Астаны современный, инновационный и динамичный кластер медицинских услуг на базе нового центра, объединяющего основные направления современной медицины.

Для формирования уникальной академической среды в нашей столице необходимо создать престижный университет международного уровня.

Кроме того, нужно обеспечить развитие индустриальной зоны, в которой сконцентрируются производства отрасли строительных материалов, мебельной, пищевой промышленности и другие конкурентоспособные направления.

Каждый застройщик должен будет потратить часть своего капитала на развитие социальной сферы города. Это является важным фактором привлечения бизнеса и населения в процесс развития города.

Надо уделить ключевое внимание обновлению имиджа города как привлекательного места для мирового бизнеса, делового туризма, проведения научных и культурных мероприятий международного значения.

В перспективе развитие города должно трансформироваться в формирование сетевой «зоны роста» с вовлечением в нее городов Темиртау, Карагандинской агломерации и Щучинско-Боровской курортной зоны.

2.10. Практическая реализация.

В целях практической реализации Второго Приоритета поручаю Правительству:

• Завершить разработку подзаконных актов к закону «О валютном регулировании», упростив порядок осуществления валютных операций.

• С 2007 года снизить ставку налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008-2009 годов - еще на


Яндекс.Метрика